Рейтинг@Mail.ru

О декоративном литье

Нечасто в современном интерьере встречаются штучные или сделанные вручную вещи. Простые формы и потоковое производство предметов из металла, стекла и пластика вызывает стойкое ощущение приевшегося фабричного производства. Нельзя сказать, что эти изделия или интерьерные решения выигрывают по цене, красоте или уместности применения, но массмаркет потому масс маркет, что сделан для народа, дешев в производстве и активно светится в рекламе, фильмах или у ваших же друзей на кухне (в одной Икее закупаетесь же).

Такая мебель, такие интерьеры и образцы архитектуры – которые напоминают хорошо забытые советские или классические европейские вещи 17-18 веков – носят на себе оттенок богемности, элитности и даже богатства, хотя совсем недавно повсеместно производились в достаточно больших количествах. Такие привычны и массовые черты как использование элементов литья из металла, лепнина в интерьерах, или резные изделия из дерева ставшие теперь шиком. Перестали их использовать не потому что это дорого – современные обезличенные пластики и нержавеющая полированная сталь стоят как паровоз, а просто потому что ушли те, кто могли сделать и провести весь проект от идеи до создания продукта. Подчас не единичные мастера — конкретные люди, а производства, работающие на такие задачи и умеющие делать хорошо и красиво. Даже то что сохранилось стало более массовым – унифицированное литье из Европы затмевает наше Каслинское потому что в «касли» нет нормального каталога, а представленные работы создавались под заказчиков с деньгами, но без вкуса… Те же, кто делал такие предметы сам, на своем станке или в гараже совсем пропали, нет культуры производства и передачи традиций из поколения в поколение. Хотя иногда случаются местечковые самородки, но и им трудно конкурировать с гигантами.

Что же делать если всё-таки появилось желание сделать или получить что-то такое, чего уже нигде не найти? Трудно рассуждать и принимать решения, когда не на что опереться, нет практики, подрядчиков, дизайнеров и банального опыта. Как у нас в России принято, браться приходиться самому и разбираться в непонятных деталях и технологиях.

Попробуем немного пояснить на примере декоративного литья металлов в чем же состоит специфика этого процесса.

Итак, с чего начать? Чаще всего основой принятия решения является цена. Что же предлагает рынок? Предложений мало, рынок специфичен и узок, себестоимость высока, по сравнению с аналогам. В борьбе за потребителя небольшие предприятия снижают прибыльность и используют современные материалы, технологии и методы, снижающие стоимость конечного продукта.

Выбрать материал для изделия — это вопрос не из простых, вопрос эстетики, предпочтений и целесообразности. Цена на изделие может существенно отличаться, но в комплексе с дизайном, монтажом, накладными расходами не очень важна и значительна. Для дизайнеров важней эстетика и внешний вид, для монтажников простота и технологичность, большую роль играют характеристики материалов, которые приведем в таблице ниже.

Характеристики материалов 

Материал Шероховатость поверхности Цвет Вес (кг. /дм3) Прочность
Чугун Высокая Серый 7,3 Прочный, хрупкий
Алюминий Средняя/Низкая Светло серый 2,7 Средний, пластичный
Латунь Средняя/Низкая Золотисто белый 7,8 Прочный
Бронза Средняя/Низкая Золотисто желтый 8,2 Прочный
Цинк Низкая Серебристо белый 6,8 Прочный, хрупкий
Стальной прокат Низкая Стальной 7,2 Прочный, пластичный
Олово Низкая Светло серый 7,3 Мягкий, пластичный
Полимер Низкая От прозрачности, до колеровки любым пигментом 0,6-2,4 Прочный, разный

Немного подробнее о каждом из видов материалов:

  • Чугун. Широко распространённый материал для литья с простой технологией изготовления. Высокая прочность и коррозионная устойчивость основные критерии для наружного применения. При этом не столь важны становятся его шероховатая поверхность и далеко не всегда идеальные отливки. Мы каждый день встречаем столбы, лавочки или заборы изготовленные из чугуна, а фотографии «старой доброй Англии» немыслимы без чугунных ограждений и столбов, стоящих уже не одно столетие. Хотя исходные характеристики спокойно позволяют использовать чугун и в интерьере – балюстрады, лестницы (особенно винтовые), балясины, ножки столиков, камины, барбекю, печи, элементы, вписанные стилистически с использованием специфических свойств. При этом часто стали бороться с шероховатостью и дефектами более значимыми в интерьере – шпаклевкой, полировкой, покраской толстым слоем краски, часто даже несколькими (например, цинковая противокоррозионная краска и кузнечная графитовая стала стандартом для изделий из Европы, таких как Arteferro). Хотя проще и логичней заложить более высокое качество поверхностей при более технологичных, но немного более трудоемких, видах литья – например, по восковым моделям или в массовом производстве по пенопластовым (ЛГМ). Естественная полированная поверхность чугуна хорошо смотрится и прекрасно подходит для таких каминов, сочетая в себе и стойкость к огню, невысокую стоимость и эстетику.
  • Алюминий. “Недавно” появившийся авиационный металл, именно специфика применения и отсутствие примеров использования в интерьере приводят к тому, что редко, кто делает из него стоящие изделия. Да и ощущение, что металл не стоит своих денег, отностительно остальных металлов, «Не солидно» для литья. Однако в последнее время материал начал набирать популярность, и стало появляться все больше и больше изделий из алюминия– скамейки, осветительные столбы, всевозможные решетки. Для производителя металл очень удобен – плавить можно хоть на кухне, в домашних условиях. Эта простота подкупает, но дальше уже хуже – культуру и технологии серьезного производства на кухне уже не получишь просто так. Также из-за особенностей металла, в чистом виде он покрывается подвержен окислению на воздухе, а оксидная пленка очень трудно окрашивается. Для предприятий не проблема, окрашивание делается гальванически, но это дополнительный не совсем простой технологический процесс. С появлением большого количества хороших красок проблема вообще почти исчезла. Также оксидирование создает на поверхности алюминия очень твердую корундовую пленку, по прочности близкую к хромированию. Поэтому задача для строителя сделать винтовую лестницу втрое легче чугунной и не уступающей ей по прочности и стойкости вполне выполнима. Да и для скамейки в саду алюминий не хуже чугуна – не заржавеет, и перенести если захочется в другое место легче.
  • Латунь. Красивый и прочный материал, основной конкурент «благородной бронзы». Наиболее часто встречающиеся марки имеют склонность к образованию оксидных пленок, но есть и стойкие, с более высокой стоимостью. Металл интерьерного типа и относительно массового производства – светильники, водопроводные краны, мебельные ручки, иногда статуэтки, мелкий декор, но используется не очень часто. Почему так сказать трудно. Может просто слово «бронза» звучит приятнее для покупателя. Хотя иногда есть и дорогие изделия, например, дверной молоток из позолоченной латуни, но это уже очень узкие ниши.
  • Бронза. Древняя, благородная, изысканная и дорогая бронза. Материал удобный, прочный, прекрасен для потребителя и для дизайнера, хотя и несколько капризен в производстве. Традиционно используется в дорогих нишах. Не боится и на свежем воздухе быть – бронзовые морские пушки тому прекрасный пример. Канделябры и каминные решетки, пресс папье и вазы, статуэтки и оружие, предметы декора и утилитарные, почти везде применяют бронзу. Красят бронзу редко, если уж покрывают, то гальванически, золотом, серебром, никелем или хромом. Чаще же оставляют как есть, с полировкой, «чеканкой», и с покрытием толстым лаком (как, например, изделия от Grande Forge). Дефектов на поверхности отливок избежать проблематично, и потому для их исправления ответственные изделия обрабатывают вручную механическим инструментом, этот процесс и зовётся «чеканка». Раньше человеческий труд ценился не так как сейчас и мастера проводили за доводкой изделий до почти идеального вида весьма длительное время. Теперь этого максимально избегают сложными способами литья с использованием современных материалов, технологий и качества работы. Во многих задачах использование бронзы дает прекрасный результат, в том числе и в интерьерах в современном стиле в сочетании с полированной сталью, камнем, стеклом и пластиком.
  • Цинк. Мало используемый нишевой металл, который мы часто используем даже не подозревая. Это мелочи, в основном – крючки, мебельные ручки, значки, медали, пряжки, пуговицы и элементы одежды. Вживую выглядит материал не очень, у него низкая атмосферная стойкость, поэтому его постоянно окрашивают, чаще всего гальваникой. Для производства специфичен, но благодаря низкой температуре плавления и хорошим литейным свойствам используется часто теми, кто сложностей не хочет сложностей отливок из других металлов. Плавить цинк просто – можно на электрической плитке и лить ложкой на центробежной машине в резиновую форму, красота! Часто так и делают оловянных солдатиков, но цинк то прочнее и тверже! Для производства работ достаточно одного человека в небольшой комнате для неплохих объемов относительно чистого производства.
  • Стальной прокат. Не относится к производству и изготовлению литья, но не включить из-за его массовости неправильно. Литая сталь тоже есть, но с ней непросто работать, легче заменить штамповкой или ковкой – из-за пластичности и свариваемости нелитые изделия создать легче. В России большая часть заборов сейчас делается из «холодной ковки», в смысле сварили из готовых купленных элементов подбирая то, что ближе к пожеланиям заказчика. Таких «кузнецов» со сваркой в руках сейчас на каждом углу, благо на организацию производства достаточно сварки и болгарки, привезти и покрасить. Что до применения так это необъятная область в индустриальное время. С наружным применением нужно обходится аккуратно – места сварки очень быстро ржавеют. Да и покраска должна быть качественной, каждый год красить накладно, да и на полуоблезших поверхностях, и новая краска смотреться нормально не будет. В интерьере с уклоном в грубоватость естественный и массовый подход.
  • Олово. Один из самых первых сплавов в истории человечества. Солдатики, тарелки, ложки, ниши маленькие, но в них никто больше не пробует внести что-то новое, то ли не нужно, а может привычно и никого не интересует особо. Ну так есть. В Англии даже медали оловянные делали. А посуда и сейчас еще существует, только как декоративная.
  • Полимер. Это совсем не металл, вроде ему тут не место. Но для дизайнера и потребителя изделия из полимера могут выглядеть также как и чугунные. И по прочности не уступят, если надо. И по цене ниже. И в саду или на улице города имеют несомненный плюс – не заржавеют никогда, и никогда не потребуют перекрасить, это существенно. Дорожная плитка или канализационные люки, сделанные из полимеров уже не вызывают отторжения у людей, т.к. проверены временем и прочно вошли в обиход. Потихоньку появится и что-то еще. Сдерживающим фактором пока является непривычность для строителей, дизайнеров, да и потребителей. Пока мы еще слишком хорошо знаем, что пластмасса — это недолговечно и непрочно. Нас еще долго убеждать что полиэтилен долговечнее стали и бронзы, а искусственные материалы на базе смол и полиуретанов простоят сотни лет. Но использовать можно, стоит подумать.