Рейтинг@Mail.ru

Руководство заказчика литья

Предприятия и частные лица, встречающиеся с необходимостью заказа отливок, не всегда представляют, как этот сделать. Этому и посвящена эта небольшая статья. Рассматриваются относительно небольшие заказы, от единичных отливок для ремонта и до небольших партий требующихся небольшим предприятиям, работающим на постоянное мелкосерийное производство. Сюда же относятся и отливки художественного и декоративного назначения, как правило, для архитектурного или декоративно-прикладного применения.

Литейные производства у нас не в идеальном состоянии. Проблему представляет еще и низкая насыщенность рынка литья, существование полуживых старых предприятий, низкий уровень технологической и производственной культуры. Помимо этого появилось, какое кто количество новых небольших предприятий, обычно созданных как малый частный бизнес. Безусловно есть и крупные литейки, как правило в составе еще более крупных объединений. Трудности работы с ними происходят из их незаинтересованности в сторонних, как правило мелких для них, заказах. Это общее состояние экономки и рынка как такового.

Итак, заказ проходит следующие стадии:

  1. Техническое задание. Заказчиком литья определяется задание на отливку на основе имеющихся чертежей, эскизов дизайнеров, либо образцов изделий.
  2. Поиск исполнителя. Конкурс, знакомый ранее исполнитель или поиск близко расположенных предприятий.
  3. Согласование цены и технических деталей исполнения. В том числе рассматриваются качественные показатели и требования к металлу литья.
  4. Подписание договора. Определение в ходе переговоров сроков, состава работ и гарантий.
  5. Разработка и изготовление оснастки. Изготовление исполнителем или на стороне.
  6. Литье образцов, испытания и утверждение отливки Заказчиком. Возможно, образцы заливаются неоднократно, особенно при изготовлении ответственных отливок.
  7. Литье заказа.
  8. Сопутствующая обработка – зачистка, покраска, мехобработка.

 

Вариации этой схемы зависят от потребностей Заказчика и специфики изделия.

Итак, рассмотрим какие вопросы нужно рассмотреть более подробно.

1. Техническое задание.

1.1. Чертежи, прерогатива промышленных изделий. Это спектр от набросанного от руки до полученного из-за рубежа чертежа отливки. Для работы с такой документацией необходимо помнить, что для отливки нужно предусмотреть:

1.1.1. Возможность получения заданной отливки по имеющемуся у Исполнителя литейному процессу. Т.е. иметь в виду, что разные виды литейных процессов имеют свои специфические характеристики по весу, размеру, шероховатости поверхности, возможности появления скрытого брака, химическому составу и т.д.

1.1.2. Припуски на последующую механическую обработку. И вообще возможность обработки отливки. Например, чугуны при определенных условиях литья обработать становится проблематично. При этом нужно сбалансировать припуски чтобы не обрабатывать много, но и не получить отливку в которой материала не хватает на обработку.

1.1.3. Для некоторой части чертежей характерна противоречивость – например, размеры указаны не согласованные между собой. Это желательно проверить и уточнить с Исполнителем во время разработки чертежей отливки.

1.1.4. Перед изготовлением оснастки желательно утвердить ее чертежи.

1.2. Эскизы дизайнеров как правило требуют доработки. Вопросы, которые часто при этом возникают:

1.2.1. Эскиз часто является наброском в более крупном проекте и требует уточнения, как дизайна, так и привязки к цене, задаче и т.п. Не редко вставленное в дизайн проект изделие из-за его цены меняется на другое, например, литье заменяется на дерево.

1.2.2. Эскиз это рисунок… т.е. при переводе его в 3-х мерное изделие нередко возникают разночтения.

1.3. Образец изделия не решает всех вопросов сразу. Тут так же могут возникнуть вопросы:

1.3.1. Для примышленного изделия это припуски, точность посадочных мест.

1.3.2. Для художественных, точность воспроизведения рельефа, возможные изменения параметров изделия.

2. Поиск исполнителя. Основные методы это:

2.1.  Объявление конкурса, основная часть информации поступает через интернет. Обычно это государственные заказы на сумму, превышающую определенный законодательно лимит, но никто не запрещает объявлять конкурс и на собственное усмотрение.

2.2.  Опять же через интернет только без конкурса или если есть, через собственные данные ищется предприятие, обычно близко расположенное. Чаще всего заявка отправляется рассылкой на выбранные предприятия и отбор проводиться из полученных предложений, как правило, на основе предложенной цены.

3. Согласование цены.

Затраты на изготовление отливки состоят из дизайнерско/конструкторской, технологической частей, изготовление оснастки, собственно литья, зачистки/обработки, отгрузки и доставки. Кроме того есть еще непредвиденная часть – в случае ошибок при отливке или браке неизбежны повторные операции на любой из стадий работы. Поэтому цена для Заказчика зависит от этих затрат напрямую и соответственно на эту стоимость добавляется налоги, плановая прибыльность, организационные затраты которые зависят от желания Исполнителя. Поэтому для Заказчика чтобы получить хорошую цену необходимо убедить Исполнителя в каких либо дополнительных преимуществах – объемах, длительности сотрудничества, других заказах и это может снизить непроизводственную часть цены.

Что касается качества и состава металла то это можно оценить по отливкам на производстве, если Заказчик туда приедет. Это желательно сделать кроме того еще и для определения работоспособности предприятия, на нем должна вестись работа не только с одним заказом. Состав металла оценивать можно либо из результатов лабораторных исследований либо просто «на глаз» если это не столь принципиально.

4. Договор.

Документирование хода переговоров и работы, хотя бы в виде переписки по электронной почте, сильно упростит решение спорных вопросов.

4.1. Постарайтесь поменьше оставлять решений, прозвучавших только в ходе разговоров по телефону, далеко не всегда мы интерпретируем слова одинаково.

4.2. Договор решит большую часть вопросов, но как неточности юридической проработки, так тяга к упрощению и сглаживанию споров могут в итоге привести к нежелательным результатам.

4.3. Постарайтесь прописать задание в договоре более детально, то что вы подразумеваете, не обязательно будет сделано точно так. И не стесняйтесь включать все, что вам необходимо, это поможет избежать ненужных проблем.

5. Разработка и изготовление оснастки.

Заказчика не очень интересует, как этот этап будет проходить, но, как правило, оснастка стоит довольно дорого и это дает возможность снизить общую цену, если у Заказчика есть дополнительное время или возможности.

5.1. Изготовление исполнителем проще, есть с кого спросить при возникновении проблем с литьем и ненужно согласовывать вопросы между двумя разными исполнителями – литья и оснастки.

5.2. На стороне, возможно, изготовить можно и дешевле и с более высоким уровнем. Но это требует дополнительного времени и согласований.

5.3. Если у Заказчика есть свои специалисты и возможности, то он конечно оснастку будет делать сам. Это в первую очередь дешевле. Но согласовать с литейщиками нужно как можно детальнее технические вопросы, а то работа и время могут быть истрачены впустую.

6. Литье образов и испытания.

Необходимость понятна и этот этап желательно просто не затягивать. Не редко испытания растягиваются на слишком длительный срок. Есть неприятный момент и для Исполнителя, если требуется специальный состав металла, то делать плавку например на печи с объемом в тонну для образа весом в килограмм не удобно. И этот момент так же надо предварительно обговаривать.

7. Литьё заказа

Литье заказа – все решено, согласовано, работаем… и Заказчику и Исполнителю надо иметь в виду, что процесс довольно сложный и зависит от многого, поэтому любая мелкая поломка задерживает весь процесс.

8. Финишная обработка

Финишная обработка и покраска изделия, не специфичны для литейного предприятия, и высокого уровня обычно ожидать трудно. Но это опять же индивидуально.

Итак, основные вопросы обозначили. Можно приступать к практике и углубляться в тонкости до бесконечности!